К моменту окончания Второй мировой войны дальше всего продвинулись работы над танком Е-100. Разработка конструкции и постройка опытного образца велись на фирме Адлер из Франкфурта-на-Майне. Проектирование танка Е-100 началось уже 30 июля 1943 года. Несмотря на личный приказ Гитлера в конце 1944 года прекратить все работы над сверхтяжелыми танками, продолжалось проектирование и была начата постройка прототипа. Монтаж опытного образца шел в Хаустенбеке в районе Падерборна.
В начале 1945 года были готовы шасси и ходовая часть. К началу испытаний на танк установили двигатель Майбах HL 230, коробку передач OG 401216 В фирмы Майбах и рулевое управление Хеншель L 801, использованное также на «Тиграх II».
Гусеницы шириной 1000 мм разработала и изготовила фирма Адлер. Однако танк, оснащенный этими гусеницами, не вписывался в габариты железнодорожной платформы. Поэтому, как и для «Тигра», были разработаны более узкие транспортные гусеницы. Кроме более узких гусениц, на время перевозки по железной дороге с танка должны были сниматься бронелисты, защищающие шасси и гусеницы. На танке Е-100 использовали традиционную для германского танкостроения трансмиссию — двигатель располагался в корме, а ведущие колеса — в передней части танка. Броня: 240 мм (лоб) и 120 мм (борта).
До конца войны изготовить башню так и не успели. Во время испытаний использовали груз, равный массе будущей башни. Также не было готово и вооружение танка. Планировали установить на Е-100 орудие калибра 150 или 170 мм спаренные с 75 мм орудием в версии Maus Turret (с уже существующей башней сверхтяжёлого танка Maus, или 128 мм спаренную с 75 мм орудием в версии Krupp Turret (с башней производства Krupp). На Henschel планировали установку 128 мм орудия. Предполагалось, что Е-100, оснащенный двигателем Maybach HL 234 и рулевым устройством Майбах «Mekydro» будет развивать скорость до 40 км/ч.
Незавершенный прототип был захвачен в Падерборне английскими войсками. В июне 1945 года Е-100 был переправлен в Великобританию для всесторонних испытаний.
Работа над танками класса «Е» дала много новых технических находок, которые однако нашли практическое применение лишь в 60-х годах во время конструирования танков для бундесвера. Как уже упоминалось, острый дефицит сырья делал выпуск даже небольшой серии таких танков весьма проблематичным!
E-100 Классификация сверхтяжёлый танк Боевая масса, т 140 Экипаж, чел. 5-6 История Основные операторы Размеры Длина с пушкой вперёд, мм 10270 Ширина корпуса, мм 4480 Высота, мм 3320 Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. 200 / 60° Лоб корпуса (низ), мм/град. 200 / 50° Борт корпуса, мм/град. 120 / 0° Корма корпуса, мм/град. 150 / 30° Днище, мм 40 Лоб башни, мм/град. 240 Маска орудия, мм/град. 240 Борт башни, мм/град. 210 / 30° Корма башни, мм/град. 210 / 15° Вооружение Калибр и марка пушки 150 (170, 128) мм спаренная с 75 мм орудием / 128 мм орудие Тип пушки нарезная Подвижность Тип двигателя Maybach HL 234 в производственных планах / Maybach HL 230 в прототипе Мощность двигателя, л. с. 1200 л.с. / 700 л.с. Скорость по шоссе, км/ч 38-40 в планах Запас хода по шоссе, км 120